Интернет мобильный и горячий!
«Хот-спот» - в последнее время это слово стало очень модным в отечественном интернет-лексиконе. И хотя большинство пользователей всемирной сети даже не знают, что это такое, в Казани уже появились компании, которые собираются на этом зарабатывать, и неплохо зарабатывать!
Справка:
Хот-спотами называются публичные зоны беспроводного доступа, эксплуатирующиеся в коммерческом режиме
.
На западе:
За последнее время ситуация в корне изменилась. Уже к весне 2004 года количество европейских зон Wi-Fi достигло 1700, при этом более трети из них созданы за пределами скандинавских стран, Австрии и Швейцарии. Запреты на организацию коммерческих зон сняты. Это привело к тому, что в Англии уже действуют более 200 хот-спотов, а во Франции - свыше 60. По расчетам Gartner Dataquest, к концу 2005 года мировой рынок услуг беспроводного доступа должен составить $2,8 млрд.
- Мы мечтаем превратить Казань в одну большую зону Wi-Fi!
В России:
Для гостиничного бизнеса:
В 2003 году хот-споты появились и в России. В Москве они организованы в трех гостиницах сети Mariott - «Тверская», Grand Hotel и Royal Aurora. За $30 в сутки или $10 в час услугами коммерческих зон Wi-Fi могут воспользоваться как постояльцы, так и корпоративные клиенты, проводящие в конференц-залах гостиниц свои мероприятия.
Проект реализован в рамках программы компании Mariott International Inc. по созданию беспроводных сетей в 400 отелях, принадлежащих компании.
Для ресторанного бизнеса:
Не менее глобальные планы имеют и некоторые петербургские операторы. В Северной столице на Wi-Fi сделали ставку многие Интернет-компании.
К концу года провайдер планирует увеличить количество точек беспроводного доступа в Интернет до 140.
В кофейне «Black & White», расположенной на одной из пешеходных зон Васильевского острова.
Проект, который выполнен совместно с одной интеграторской компанией, интересен тем, что беспроводная сеть там используется не только посетителями кафе, но и персоналом. К примеру, все заказы, принятые от клиентов, официанты передают на кухню «по воздуху», так как вместо традиционных блокнотиков они используют наладонные ПК, подключенные к беспроводной сети. Эту возможность обеспечивает автоматизированная система SmartCafe
, внедренная в «Black & White».
Нехитрое дело:
С технической точки зрения создание хот-спотов не представляет особой сложности. Для этого необходимо подвести каналы связи и организовать точку доступа (access point), выполняющую функции концентратора беспроводной сети. Она включает в себя приемопередатчик, интерфейс проводной сети и программное обеспечение для обработки данных. В зависимости от мощности передатчика один access point, работающий на частоте 2,4 ГГц, может обеспечить радиопокрытие в радиусе до 300 метров. Так как в основе семейства стандартов 802.11 лежит сотовая архитектура, то в хот-спотах точек доступа может быть несколько. К примеру, в московских отелях Mariott - «Тверская», Grand Hotel и Royal Aurora - их соответственно 30, 24 и 12.
Наше дело- правое:
Монтаж и запуск точек доступа занимает считанные часы. С учетом времени, необходимого для организации каналов, на создание одного небольшого хот-спота «Лайнету» требуется максимум 2-3 дня. Правда, выдерживать столь сжатые сроки возможно только в том случае, если уже накоплен опыт по строительству беспроводных сетей. У «Лайнета» он большой - компания построила сеть Radio-Ethernet, которая ныне покрывает всю Казань.
Затраты на создание зоны доступа относительно невелики. Стоимость точки доступа составляет от $100
до $1000, а с учетом стоимости каналов, организация хот-спота обходится от $500
- $5000.
Пока все компании предпочитают работать в стандарте 802.11b, обеспечивающем скорость передачи данных 11 Мбит/с (хотя реально скорость ниже - например, в хот-споте она составляет 6 Мбит/с). Однако операторы начинают присматриваться и к стандарту 802.11g. Компания «Лайнет» уже получила соответствующее оборудование и приступила к его тестированию.
Тактика продвижения:
Самое сложное в коммерческих Wi-Fi-проектах - это раскрутить хот-спот, сделать его услуги востребованными.
В современной России очень незначительное количество людей пользуется ноутбуками. До последнего времени для большинства они были роскошью, а не средством вычислений. К примеру, если в мире по итогам прошлого года на долю портативных компьютеров пришлось от 21,8% до 26% всех продаж ПК, то в России - только 5-6%. Правда, цены на ноутбуки в последнее время сильно упали. Это позволяет рассчитывать, что в будущем переносным компьютерам все же удастся потеснить обычные персоналки и в нашей стране. По прогнозам, в 2005 году в России будет реализовано 200-220 тыс. ноутбуков, что составит рост продаж в 33-47%.
Однако иметь ноутбук, это еще не значит пользоваться услугами хот-спотов. Операторы это понимают, тем не менее не спешат выходить с серьезными маркетинговыми инициативами, направленными на популяризацию зон Wi-Fi. Ныне компании делают акцент на Public Relations, а также на то, что «халява» (бесплатное оказание услуги в тестовом режиме) расшевелит рынок и активизирует потенциальных пользователей.
Решение о начале коммерческой эксплуатации мы будем принимать не раньше конца мая. - Надеюсь, что к этому времени владельцы ноутбуков оценят удобства пользования зонами беспроводного доступа.
Для деловых людей:
Те компании, которые с коммерческой эксплуатацией зон Wi-Fi тянуть не намерены, уже сейчас могут определиться и с тарифной политикой и с карточной платформой.
Все хот-споты можно разбить на несколько категорий. Самые демократичные из них - например, организованные под открытым небом -отнести к первой категории
. В таких хот-спотах за час пользования с клиентов будет взиматься всего 30 рублей
. А Wi-Fi-зону в отеле, гостинице или деловом центре причислить к высшей - пятой категории
. Здесь пользоваться «горячим» Интернетом будет уже дороже (настолько, насколько это нужно). Средняя стоимость часа работы в Интернете в беспроводных зонах будет составлять 100 рублей
. Тарифицировать услуги исходя из объема трафика или по повременной тарификации, - для собственников мест, где создаются хот-споты, это удобнее.
Мы, как операторы также задумываемся и над организацией проката оборудования. Ведь не каждый ноутбук укомплектован встроенным адаптером, необходимым для обеспечения беспроводной связи. К тому же прокат переносных и карманных компьютеров может значительно увеличить количество пользователей услуги и дать собственникам мест дополнительный заработок.
Реальность:
Хотя это и может принести дополнительный заработок, тем не менее есть причины, способные затормозить этот процесс. Например, более медленное, нежели предполагают операторы, формирование спроса на услугу.
Еще один важный момент - неготовность владельцев гостиниц, бизнес-центров, точек общепита, и прочих мест досуга участвовать в подобных проектах. Ведь речь идет отнюдь не о получении от них формального разрешения на организацию беспроводной зоны доступа. А о том, чтобы они стали полноценными участниками проекта, а в ряде случаев и вложились в него материально. При этом нельзя забывать, что коммерческий успех проекта главным образом будет зависеть от активности партнера. Именно он станет напрямую работать с конечным клиентом, продавать ему карты доступа, сдавать ноутбуки в аренду.
И все же компании готовы рисковать.
В этой борьбе победят первопроходцы. По принципу: кто первый встал, того и тапки!